Континентальная блокада Англии

Сама идея континентальной блокады возникла в 1793 году (время французского Конвента), когда Комитет общественного спасения запретил ввоз большого количества фабричных изделий, поставляемых в основном Англии. Разрешение на поставку товаров получили только те страны, которые состояли в дружественных отношениях с Францией.

Данный запрет был подкреплен декретом 18 вандемьера II года и фактически сохранялись законом 10 бромера V года.

После этих действий, а также заключения Амьенского мира, запрет на ввоз коснулся большинства английских товаров. Обе стороны понимали, что Амьенский мир является временной передышкой в войне, однако ограничения на ввоз английской продукции безусловно ускорили приближение войны.

Стоит также отметить, что впервые экономическую блокаду на практике применил Павел I в 1800-1801 гг. Он фактически был родоначальником концепции экономической блокады Англии и первым применил ее в качестве давления (блокада со стороны России началась 24 августа 1800 года).

Одним из главных противников Франции в ее колониальной политике выступала Великобритания. Однако Наполеон не имел возможности эффективно сражаться с ней на море, т.к. потерпел поражение в сражении при Трафальгаре. В качестве средства давления он выбрал экономическую блокаду, которая, посредством закрытия всех европейских портов, должна была подорвать экономику Великобритании и положительно сказаться на развитии основных отраслей сельского хозяйства и промышленности во Франции.

Поводом к введению блокады послужил декрет короля Георга III, который был введен 16 мая 1806 года. Согласно указу, Англия официально накладывала блокаду на все порты в Европе, которые находились от Эльбы до Бреста. На деле же блокада ограничивалась территорией между устьем Сены, где были порты Гавр и Онфлер, до порта Остенде. Нейтральные суда в эти воды не допускались и если бы они были захвачены при попытке войти в порт, то считались бы военным трофеем. Но указ не был однозначен: к примеру, в нем также было написано, что все нейтральные суда могли свободно входить и выходить из портов при условии, что они «не грузились в каком-либо порту, принадлежащем врагам Его Величества или не следовали прямо в какой-либо из принадлежащих Его Величеству портов». Из этой выдержки становится ясно, что вопрос о происхождении грузов не поднимался, хотя указ, несомненно, давал Англии практически неограниченные права в отношении нейтральных судов.

Наполеон I, посчитав данный указ явным нарушением международного права, издал Берлинский декрет о континентальной блокаде от 21 ноября 1806 года. Документ был подписан в Берлине после разгрома Пруссии Наполеоном. В нем описывались основные принципы континентальной системы, а также правила контроля береговой линии. Запрещалось вести торговые дела с Великобританией, а также иметь любые иные отношения с ней. Блокада устанавливалась на союзные и зависимые от Франции страны. При обнаружении и удержании любого англичанина он немедленно объявлялся военнопленным, а груз подлежал конфискации. Всем судам, которые следовали из Англии или имели связь с ней, был запрещен вход в порты.

В 1807 году континентальную блокаду соблюдали Франция, Италия, Испания, Дания, Нидерланды, Россия и Пруссия (Тильзитский договор 1807 года), а немного позднее, в 1809 году к нему присоединилась и Австрия.

Великобритания не осталась в стороне: была объявлена контрблокада и началась масштабная торговая война. Уровень контрабанды также вырос. Кроме того, теперь нейтральным странам запрещалось вести торговлю с враждебными странами и они обязывались заходить в порты Англии для проверки груза и уплаты налогов.

Со временем континентальная блокада все больше не оправдывала ожиданий Наполеона, поэтому в конце 1807 года он подписал «миланские декреты», в которых было указано, что любой корабль, который подчиняется английскому правительству, становится вражеским объектом. И все же в 1810 году запрет на импорт некоторых продуктов (кофе, сахар и др.) был снят, но при этом, по указу, который Наполеон издал 18 ноября 1810 года, по которому все готовые изделия, произведенные в Великобритании, должны были подлежать сожжению.

Но даже после этого континентальная блокада не стала в полной мере выполнять своих функций и, соответственно, не достигла основной цели – сокрушения экономики Великобритании. Несмотря на то, что блокада, в конечном счете, поспособствовала развитию некоторых отраслей французской промышленности, она сильно ударила по другим европейским странам. По этой причине в некоторых странах значительно участились случаи нарушения запрета на торговлю.

На экономику России континентальная блокада отразилась более чем положительно: в России умело использовали данное политическое положение, поэтому национальная индустрия поднялась на совершенно новый уровень.

Введение и требование соблюдения блокады стали одним из главных причин Пиренейской войны и ухудшения отношений с Россией, что впоследствии привело к военному конфликту 1812 года.

После того, как вторгся на территорию России, между Россией и Великобританией 6 (18) июля 1812 года был заключен мирный договор, а немногим позднее, 12 (24) сентября этого же года, Александр I издал манифест о возобновлении торговых отношений между странами.

Континентальная блокада перестала соблюдаться в 1813 году после поражения Франции в войне. Ее окончательная отмена произошла в апреле 1814 года.

наверх