Принятие христианства на Руси. Причины и значение

Древнерусская летопись «Повесть временных лет» повествует о создании в X веке Киевского княжества, о ратных подвигах первых русских правителей Рюрика, Олега и Игоря.

Вдова князя Игоря княгиня Ольга стала первой из русских правителей, обратившихся к христианству. Сильная и мудрая княгиня, она жестоко расправилась с убийцами мужа древлянами (их послы были перебиты, города разрушены, на оставшихся в живых наложена дань). Она воспитала сына Святослава Игоревича суровым воином. Он совершил множество военных походов, расширяя и оберегая границы Киевского княжества. В 955 году Ольга съездила в Константинополь. Начатое ею установление христианства на Руси достойно завершил ее внук князь Владимир – человек умный, отважный, предприимчивый.

Крестившись сам, Владимир крестил своих детей (в Киеве это место поныне называется Крещатиком). Продолжая свои ратные походы, Владимир стремился быть в то же время истинно христианским правителем. Он учредил училища, больницы, трапезные для бедных и убогих.

В 989-996 годах в Киеве Владимиром была сооружена каменная Десятинная церковь (по преданию князь отдал на ее строительство десятую часть доходов). От церкви сохранился лишь фундамент, останки колонн из мрамора с резными капителями, частички полов, отдельные куски фресок и мозаик. Однако можно предполагать, что эти был большой шестистопный храм, выстроенный ступенями по примеру византийских.

Наиболее величественное здание зодчих XI века в Киеве Софийский собор. Это был пятинефный храм с пятью апсидами, увенчанными полукуполами. Внутренние галереи были в два этажа, более узкие, а наружные – одноэтажные и чуть пошире. Ассиметричные лестничные башни у западных углов собора дополняли строение. Фасады украшали орнаментальные бризы. Внутреннее пространство храма было сложным и красочным. Центр здания, крестообразный в композиции, был открыт на всю высоту и освещался через окна, расположенные в барабане главного купола. Пронизанное светом, центральное пространство было украшено драгоценными мозаиками. Боковые части делились на два этажа. Обширные хоры наверху, освещенные через окна барабанов боковых глав, служили парадными княжескими залами. Пространство под хорами с вереницами массивных столбов тонуло в полумраке. Мозаичные полы, тонкая резьба по дереву и фрески дополняли пышное убранство храма.

После Киева каменные Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке. Спасский собор в Чернигове – новый трехнефный и пятиглавый храм с пристройками-часовнями, ступенями окружавшими его. Он был меньше киевской Софии, но в богатстве внутреннего оформления почти не уступал ей.

наверх